02.06 - 10:44

Влияние семьи на возникновение заболеваний


 

 

 

Формирование внутренней картины психосоматической болезни у детей и взрослых различно: это различие тем больше, чем младше ребенок. Психическое развитие ребенка, его личность с ранне­го возраста до периода зрелости претерпевают раз­нообразные нарастающие изменения.

 

Психика детей характеризуется рядом особеннос­тей. Можно подчеркнуть наиболее важные ее качест­ва: большую впечатлительность, ранимость и хруп­кость при неблагоприятных ситуациях, робость и стеснительность, недостаточное крити­ческое осмысление происходящего вокруг. Становление ходьбы знаменует собой период раннего детства - 1-3 года. Социальная среда развития характеризуется тем, что ребенку становится доступным окружающий его мир вещей и предметов, которые его притягивают или отталкивают. Его действия и даже речь определяются этой наглядной ситуацией. Пове­дение ребенка характеризуется единством моторных и сенсорных функций - все, что он ви­дит, ему необходимо потрогать руками. Ведущая деятельность ребенка этого возраста - предметно-манипулятивная. Она касается, прежде всего, игры. Для ребенка нет воображае­мой ситуации, нет ролей, он осваивает функции предметов и вещей: мяч он катит, автомо­биль толкает, кукла или ходит, или укладывается на кровать и т. д. Важным является то, что появляется понимание, что каждая вещь имеет свое имя, свое назначение. Если для младенца окружающий мир - фон, то словесное восприятие ребенка позволяет структури­ровать внешний мир. Происходит выделение фигуры из фона. Предметная деятельность приводит к изменению и в мотивационной сфере: происходит постепенная смена аффек­тивных поступков контролируемыми. Отношение ребенка к окружающим его людям и их оценка зависят от того, как они относятся к ребенку. Постепенно, к 3 годам формируются более тонкие эмоции. Важным новообразованием этого возраста является осознание собст­венного «Я», выделение себя из окружающего мира, что сопровождается: стремлением к самостоятельности: «Я сам», «Я хочу» и наиболее ярко проявляется в кризисе 3 лет. Ос­новные его проявления - негативизм, строптивость, своеволие - обесценивание, приниже­ние ценностей, деспотизм, ревность. Степень выраженности кризиса трех лет зависит от того, насколько взрослые учитывают изменившуюся ситуацию развития. Если они продол­жают ограничивать его самостоятельность, ущемляют свободу ребенка, ограничивают его инициативу, то возникает своеобразный бунт - протест, свидетельствующий о необходимос­ти коррекции воспитательных мер со стороны взрослых. Из психопатологических и психосо­матических расстройств, характерных для периода раннего детства выделяют такие синдро­мы, как:

 

синдром невропатии, синдром раннего детского аутизма, гипердинамический синдром, син­дромы страха. При невропатии характерными становятся разнообразные астенические про­явления: повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость на­строения, быстрое истощение, выраженная пугливость, нарушения сна и соматовегетатив­ные симптомы - срыгивания, рвоты, запоры, нарушения аппетита, избирательность пита­ния, субфебрилитет, вегетативные кризы и обмороки. Синдром раннего детского аутизма характеризуется выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличием к близким, стра­хом новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненной приверженностью к рутинному порядку, однообразному поведению со склонностью к стереотипным движени­ям, расстройствами речи, иногда до полной «речевой блокады». Первым признаком ранне­го детского аутизма часто выступает отсутствие свойственного здоровым детям «комплек­са оживления», а затем нарушением способности дифференцировать людей и неодушев­ленные предметы, нежеланием вступать в контакт, проявлять эмоции. Реакции могут быть неадекватными и аффективными реакциями в сочетании со страхом новизны. В раннем детстве к перечисленным клиническим проявлениям присоединяются однообразные мани­пуляции с предметами вместе игр, использование нетрадиционных для игровой деятель­ности предметов. Типичными являются и нарушения психомоторики в виде угловатости, не­соразмерности произвольных движений, неуклюжести, отсутствии содружественных движе­ний, а также расстройства речи (от отсутствия до преобладания «автономной речи» - разго­вора с самим собой). Гипердинамический синдром проявляется, в первую очередь, двига­тельной расторможённостью, неусидчивостью и иными признаками гиперактивности в соче­тании с нарушениями внимания (иногда он обозначается синдромом дефицита внимания).

 

Характерными проявлениями данного синдрома являются: Часто наблюдаемые беспокой­ные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, ребенок корчится, извивается). Невозмож­ность спокойно сидеть на месте, когда от него это требуют. Легкая отвлекаемость на посто­ронние стимулы. Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в раз­личных ситуациях в коллективе). Суетливость (на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца). При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением). С трудом сохра­няет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто переходит от одного неза­вершенного действия к другому. Не может играть тихо, спокойно. Болтливость. Назойли­вость (часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры дру­гих детей)). Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь. Рассеянность (часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, (например, игрушки, карандаши, книги и т. д. )). Снижение чувства опасности (часто совершает опасные дейст­вия, не задумываясь о последствиях). При этом не ищет приключений или острых ощуще­ний (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам). Синдромы страха являют­ся типичными для детей периода раннего детства. Они представляют собой гамму разнооб­разных по клинической форме феноменов. Страхи могут носить дифференцированный и не­дифференцированный характер, быть навязчивыми, сверхценными или бредовыми по структуре. Специфичными являются ночные страхи и страх темноты. Характерными для де­тей в период раннего детства являются такие психосоматические расстройства, как (Д. Н. Исаев): отсутствие аппетита (анорексия), извращение аппетита, жвачка (мерицизм), недо­статочная прибавка массы тела или тучность, за-пор (констипация), энкопрез (недержание кала). Анорексия входит в структуру невропатических проявлений и характеризуется утра­той влечения к пище и негативизмом при кормлении. Значимым является психогенный фак­тор в виде неправильного воспитания (например, отрыва от матери). Извращение аппети­та (симптом Пика) обычно развивается на 2-3 году жизни и характеризуется употреблением в пищу несъедобных веществ (угля, глины, бумаги), что может быть связано с отвержением детей при неправильном типе воспитания. Жвачка (мерицизм) рассматривается как невро­патический симптом и проявляется в виде повторного пережевывания пищу после того, как заглоченная и переваренная пища отрыгивается. Изменения массы тела (недостаточная прибавка или тучность) характерны для невропатических реакций при депривации или иных психогенных факторах. Запор (констипация) может быть связан с эмоциональными на­рушениями, проявляющимися депрессией, и нарушениями коммуникации с формировани­ем навязчивого страха перед дефекацией в силу болезненности акта или повышенной стыд­ливости и застенчивости ребенка.

 

Во втором случае констипация проявляется в новых условиях или вне дома, а затем ее про­явления становятся связанными с физиологическими закономерностями. Энкопрез (недер­жание кала) в виде непроизвольного выделения кала до соответствующей обстановки обус­ловлен часто ретардацией формирования контроля за деятельностью анального сфинкте­ра. Зачастую данный симптом обусловлен невропатическими расстройствами вслед за пси­хогениями. Социальная ситуация развития дошкольного возраста заключается в расшире­нии предметного мира и необходимости действия в мире реальных вещей в силу формиро­вания самосознания.

 

 

Для ребенка этого возраста не существует отвлеченного по­знания, критического созерцания, и поэтому способ освоения окружающего мира - это действия в мире реальных предме­тов и вещей, но ребенок пока не владеет способами осущест­вления этих действий. Это противоречие может решиться только в одном типе деятельности, которое носит название игры. Игра -такая деятельность, мотив которой лежит не в ре­зультате, а в содержании самого действия.

 

 

Ключевые слова:
Читайте также:

Rote Maniküre: ein ewiger Trend, der immer in Mode ist

In der Welt der Mode und Schönheit können sich die Trends mit jeder Saison ändern, aber unter all diesen Veränderungen gibt es Dinge, die ewige Klassiker bleiben
Подробнее »»

Red manicure: an eternal trend that is always in fashion

In the world of fashion and beauty, trends can change with each season, but among all these changes, there are things that remain eternal classics
Подробнее »»

Красный маникюр: вечный тренд, всегда в моде

В мире моды и красоты тренды могут меняться с каждым сезоном, но среди всех этих изменений существуют вещи, которые остаются вечными классиками
Подробнее »»

Червоний манікюр: вічний тренд, який завжди в моді

У світі моди та краси тренди можуть змінюватися з кожним сезоном, але серед усіх цих змін, існують речі, які залишаються вічними класиками
Подробнее »»

Продуктов, способствующих быстрому росту волос благодаря цинку

Поддержание здоровья волос – это задача, которая интересует многих
Подробнее »»

bigmir)net TOP 100 Яндекс.Метрика

При использовании информации в печатном или электронном виде ссылка на www.neboley.com.ua обязательна.
Интернет–издание не несет ответственность за достоверность информации, размещенной в разделах народной медицины. Предупреждаем, прежде чем воспользоваться рецептами нетрадиционной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом.
За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.

Электронная почта портала: info@neboley.com.ua