Рак груди у мужчин: причины, диагностика и лечение заболевания

Рак груди может формироваться не только из клеток женской молочной железы.

Конечно, рак груди чаще всего встречается у женщин, но мужчины также подвержены этому заболеванию.

Мужской рак груди чаще всего возникает у пожилых представителей сильного пола.

При ранней диагностике рака больные имеют очень хорошие шансы на полное выздоровление. К сожалению, многие мужчины постоянно откладывают визит к врачу, даже при появлении подозрительных симптомов. По этой причине многие случаи рака груди у мужчин диагностируют уже на той стадии, когда больному невозможно ничем помочь.

Причины заболевания
Рак груди у мужчин, как и другие виды рака, возникает при появлении особых клеточных мутаций. Эти мутации позволяют клеткам бесконтрольно размножаться. Опухоль может разноситься (метастазировать) в соседние органы, лимфатические узлы и отдаленные части тела.

Каждый человек рождается с небольшим количеством тканей молочных желез в груди. Эта ткань состоит из долек, которые способны вырабатывать молоко, и молочных протоков, ведущих к соскам. У женщин молочные железы начинают интенсивно развиваться во время полового созревания благодаря эстрогенам. У мужчин эти железы остаются неразвитыми. Именно потому, что у мужчин мало железистой ткани, они реже заболевают раком молочных желез.

У мужчин диагностируют следующие типы рака груди:

- Карцинома молочных протоков. Это самый распространенный тип рака груди – почти у всех мужчин рак начинается именно в протоках.

- Рак, возникающий в клетках железы, которые вырабатывают молоко. Встречается у мужчин редко, потому что у них мало таких клеток.

- Рак, распространяющийся на соски. В некоторых случаях рак из молочных протоков переходит на сосок, вызывая шелушение, корочки и прочие неприятные явления. Это называется болезнью Педжета.

Наследственность может влиять на риск рака груди у мужчин. Некоторые мужчины наследует от родителей мутировавшие гены, что повышает риск рака. Мутации в некоторых генах, особенно в гене BRCA2, связаны с высоким риском рака груди и рака простаты. При нарушенной структуре этих генов в организме вырабатывается недостаточно протеина, который сдерживает рост клеток.
Современный генетический скрининг поможет определить, имеется ли у вас склонность к какому-либо виду рака. Обсудить пользу такого генетического анализа следует со своим врачом.

Факторы риска
Известные факторы риска рака груди у мужчин включают:

- Пожилой возраст. Болеют чаще всего мужчины в возрасте от 60 до 70 лет.

- Влияние эстрогенов. Если мужчина принимает эстрогены как часть процедуры по изменению пола, то риск рака груди повышается. Эстрогены могут также применяться при лечении рака простаты.

- Семейная история рака груди. Если у мужчины были близкие родственники, страдавшие раком груди, то риск болезни многократно возрастает.

- Синдром Клайнфельтера. Это генетическое заболевание, при котором мальчик рождается с лишними Х-хромосомами. При синдроме Клайнфельтера у больных недоразвиты яички, низкий уровень тестостерона и высокий уровень эстрогена.

- Заболевания печени. При тяжелых болезнях печени, таких как цирроз, уровень мужских гормонов может понижаться, а эстрогенов – наоборот.

- Ожирение. Это состояние сопровождается увеличением количества жировых клеток в теле. Жировые клетки преобразуют андрогены в эстрогены, что может вызвать гормональный дисбаланс и повысить риск рака.

- Радиоактивное облучение. Если мужчина получал лучевую терапию для лечения рака легких или сердца (облучение груди), то риск рака молочных желез повышается.

Симптомы болезни
Рак груди у мужчин обычно проявляется следующими симптомами:

- Болезненное уплотнение в груди.
- Выделения из сосков, в том числе с кровью.
- Изменения соска: покраснение, шелушение кожи и западание соска внутрь.
- Изменения кожи груди: сморщивание, впадинка, покраснение, шелушение или корочки.

При первых же необычных симптомах со стороны груди мужчина должен обратиться за консультацией специалиста. Затягивать с визитом к врачу очень опасно!

Диагностика рака груди
При подозрении на рак груди мужчине могут быть проведены следующие диагностические процедуры:

- Осмотр груди. Во время осмотра врач постарается нащупать узелок или утолщение в груди, а также обнаружить увеличение регионарных лимфатических узлов. Врач отметит консистенцию, размер и расположение образований в груди.

- Маммография. Это рентгеновское исследование груди. Во время процедуры нужно будет стоять перед маммографом с поднятой рубашкой. Для получения качественного снимка больной должен будет как можно плотнее прижаться к аппарату. Сжатие может причинять дискомфорт, но это необходимо. Затем врач сделает снимок, который покажет наличие образований в груди.

- Ультразвук. При ультразвуковом исследовании (УЗИ) используются звуковые волны, чтобы создать изображение тканей груди. Ткани разной плотности будут выглядеть по-разному, поэтому врач обнаружит уплотнение.

- Биопсия тканей. При биопсии врач делает местное обезболивание, после чего вводит специальную иглу для взятия образца опухоли. Биоптат изучают в лаборатории, определяя тип раковых клеток.

Определение стадии рака проводят, как только подтвердится диагноз. От стадии рака зависит выбор лечения и прогноз для больного. Определить стадию болезни можно после проведения анализов крови, маммографии и компьютерной томографии (КТ).

Стадии рака груди у мужчин включают:

- Стадия I: опухоль не более 2 сантиметров в диаметре, не распространилась на соседние лимфатические узлы.

- Стадия II: опухоль может быть до 5 сантиметров в диаметре, с вовлечением близлежащих лимфоузлов. Сюда же относят опухоль большего размера при условии, что лимфатические узлы не затронуты.

- Стадия III: на этой стадии раковая опухоль превышает 5 сантиметров в диаметре. Раковые клетки имеются в нескольких близлежащих лимфоузлах. Подключичные лимфоузлы также могут содержать злокачественные клетки.

- Стадия IV: рак на этой стадии распространяется в отдаленные участки тела, давая метастазы в кости, мозг, печень, легкие. Прогноз очень плохой.

Лечение рака груди
Основные методы лечения рака груди у мужчин – это хирургическое удаление опухоли, лучевая, гормональная и химиотерапия. Выбор тактики лечения зависит от стадии рака, состояния здоровья больного и его личных предпочтений.

1. Хирургическое лечение.

Целью хирургического лечения рака является полное удаление опухоли и окружающих ее тканей. Для этого проводят следующие процедуры:

- Операция по удалению груди и соседних лимфоузлов. Большинство мужчин с раком груди подвергается радикальной мастэктомии. При этом хирург удаляет всю грудь, включая сосок, а также ряд лимфатических узлов. После операции проводят анализ удаленных лимфоузлов на содержание раковых клеток.

- Операция по удалению одного лимфоузла для проверки. Сначала врач определит, какой лимфоузел станет наиболее вероятной мишенью для раковых клеток. Этот узел и удаляется для проведения проверки. Если в лимфоузле не обнаруживаются раковые клетки, то есть хороший шанс, что рак не распространится.

2. Лучевая терапия.

Для лечения опухолей используют лучи высокой энергии, такие как рентгеновские лучи. Они убивают злокачественные клетки и замедляют прогрессирование рака. Для лучевой терапии рака груди используют специальный излучатель, который вращается вокруг тела больного, направляя лучи точно на опухоль.

Лучевая терапия чаще всего применяется не как самостоятельный метод, а для уничтожения остатков злокачественных клеток после операции.

3. Химиотерапия.

Метод основан на использовании цитотоксических лекарственных средств. Эти препараты убивают интенсивно размножающиеся клетки, в первую очередь раковые. Обычно для лечения используют два препарата или больше. Они могут назначаться как в форме таблеток, так и в форме внутривенных растворов.

Химиотерапия связана с большим количеством побочных эффектов, потому что препараты подавляют не только клетки опухоли, но и здоровые клетки организма. В первую очередь страдают клетки крови.

4. Гормональная терапия.

Некоторые типы рака груди зависят от уровня гормонов в крови. Эти гормонозависимые опухоли растут при повышенном уровне эстрогенов. Для лечения такого рака врач может назначить тамоксифен, применяемый при раке груди у женщин. Тамоксифен блокирует действие эстрогена на молочную железу и опухоли, происходящие из нее. Другие препараты, как утверждают американские специалисты, пока не были признаны эффективными для лечения мужчин.

Альтернативные методы лечения
Не доказано, что какой-либо из альтернативных методов лечения может вылечить рак. Но некоторые из нетрадиционных методов помогают больным бороться с побочными эффектами лекарств или переносить симптомы рака. Официальная медицина большинства западных стран не рассматривает применение сомнительных биодобавок и малоизученных трав, лечение мочой и другими биологическими жидкостями в качестве «альтернативной медицины».

Признанные альтернативные методы направлены на подавление депрессии, страха, беспокойства, которые обычно испытывают онкобольные. Больные часто жалуются на расстройство сна и проблемы с концентрацией внимания.

Для того чтобы помочь человеку, на Западе широко применяют такие методы:

- Творческая активность. Рисование, поэзия, танцы и музыка помогают многим людям снять стресс. Некоторые онкологические больницы в США специально нанимают преподавателей, которые проводят такие занятия с больными.

- Физические упражнения. Специальные комплексы упражнений помогают больным почувствовать себя лучше и отвлечься от переживаний.

- Медитация. Эта специфичная техника дает возможность человеку абстрагироваться от всех неприятных, «земных» вещей. Медитировать можно самостоятельно или под руководством инструктора.

- Упражнения по релаксации. Релаксация включает в себя как физическое, так и эмоциональное расслабление. Эти упражнения дают отдохнуть измученной нервной системе больных, помогают подготовиться к сложным процедурам.

- Молитва. Верующие люди могут черпать силы из молитвы. Во многих развитых странах уже не является редкостью священник, работающий при больнице.

Профилактика рака груди у мужчин
Чтобы снизить риск возникновения рака груди, каждый мужчина может:

- Отказаться от спиртного полностью или употреблять его умеренно. Ограничение алкоголя помогает уменьшить вероятность рака и других проблем со здоровьем.

- Поддерживать нормальную массу тела. Если у вас нормальный индекс массы тела, продолжайте заниматься, чтобы не потерять форму. Если у вас ожирение, обратитесь к специалисту, который разработает для вас подходящую программу по снижению веса. А заодно проверит состояние здоровья. Это никогда не бывает лишним.

medbe.ru