|
|||||||||
|
|
||||||||
17.05 - 10:37
«В кого ты такой уродился?!» Детский психолог о распространенных ошибках воспитания![]() Почему современные дети испытывают хронический стресс? Как услышать и правильно понять своего ребенка? Что такое «конструктивное наказание»? Об этом рассказала специалист в сфере психологии детско-родительских отношений Татьяна Морозова.«В кого ты такой уродился?!» Детский психолог о распространенных ошибках воспитания – Отсутствие интереса – хитрый симптом. Если не говорить о патологиях развития, то за отсутствием интереса маскируются или перенасыщенность, когда «объелся», или отказ от интересов «в жертву» отношениям с родителями. Бывает, ребенку так много предлагают, что у него просто «нет места» хотеть что-то самому. Потребность не успевает созреть. В этом смысле у слегка ленивых родителей – активные дети, а у опекающих родителей – условно ленивые дети. Или интересы есть, но они незначительные, неправильные с точки зрения родителя. И родитель настаивает на своем. В лучшем случае ребенок будет бунтовать, в худшем – уступит, отказавшись от части себя. Отсутствие интереса может быть одним из симптомов депрессии. Здесь важно понимать историю жизни ребенка – был ли интерес раньше, на фоне каких событий пропал и так далее. Если ваш ребенок был активным и любопытным, а в какой-то момент изменил привычное поведение – это повод обратиться к психологу и, возможно, к психиатру. – Как родителю услышать своего ребенка? – Это просто и сложно одновременно – слушать, наблюдать, не додумывать за ребенка. Удивительно, как часто мы «слышим свое». Приведу пример. На занятие пришел родитель с ребенком подростком. И подросток говорит, что ему нравится играть в приставку. Родитель в этот момент проявляет беспокойство. Видя это, спрашиваю у родителя: «Что вы услышали?» Мама отвечает, что ее сын ни к чему не стремится и никуда не поступит. То есть ребенок говорит о своем увлечении, а мама при этом тревожится, обобщает и предсказывает неблагополучное будущее. Так появляется недопонимание. Полезно учиться отделять реальные слова другого человека от своих интерпретаций и тренировать навык выдерживать неприятные чувства. Лучший способ услышать и узнать другого – начать его слушать. Банально, но работает.
– Можно воспитывать детей так, чтобы полностью ограждать их от гаджетов? – Информационная реальность здорово конкурирует с физической. Особенно сейчас, когда из-за вируса многие сферы жизни перешли в онлайн-формат. Полностью оградить ребенка от гаджетов – это уже на грани фантастики. Есть курсы выживания в дикой природе – как обустроить свой быт без запасов еды, спичек, палатки, навигатора и так далее. Так вот лишение гаджетов и интернета – это уже курсы выживания в социальном мире. Вопрос еще в том, как гаджет используется – для общения, учебы или развлечения. Я скорее за ограничения по времени пользования. О токсичном стыде – Для части родителей одергивание ребенка в общественном месте – это способ справиться с собственным стыдом. Стыд сложно переносить. Это такая «горячая картошка», которую хочется перебросить другому. И когда сложно «переварить» свои чувства, происходит «передача» стыда другому. В то же время стыд может быть полезным и вредным. Полезный – когда помогает усваивать социальные нормы. Не ходить голым по улице, не бить других людей, не пачкать пассажиров ногами. Здесь важно останавливать ребенка и подсказывать ему не только, как нельзя, но и то, как можно, альтернативное поведение в этой ситуации. Бывает вредный, токсичный стыд. Когда в действительности не происходит ничего плохого, но есть ожидание угрозы со стороны «общества»: «Подумают, что плохая мать». Ожидание того, что осудят и не примут. А желание быть принятым – очень сильный мотив. И тогда, если есть ожидание угрозы, «безопаснее» пресекать спонтанность и контролировать себя и других. – Еще одно распространенное восклицание родителей: «В кого ж ты такой уродился?!» Как Вы объясняете взрослым, что ребенок «уродился» именно в них? – Конкретно это восклицание хочется «вернуть» родителю. Смотрите, за этой фразой может быть и досада, и разочарование, и чувство бессилия со стороны взрослого. И тогда важно это заметить и проговорить. Второй момент: родитель может фокусироваться только на одном качестве ребенка, на одном полюсе. Тогда важно помочь заметить, что ребенок – разный, и что он меняется, что контекст меняется. Например, шуметь дома, когда кто-то спит, плохо, а в кабинете психолога – допустимо. Я в таких случаях склонна искать ресурсы – сильные стороны, потенциал, варианты решения задачи. Ну и, конечно, в профессиональной деятельности помогает юмор. – Можно сказать, что в нашем обществе к детям относятся снисходительно, пренебрежительно, не считаются с их желаниями и мечтами? – К сожалению, я бы говорила о пренебрежительном отношении к детям как «местном диалекте». И «звучит» он на разных уровнях общения. Не думаю, что пренебрежение можно проявлять выборочно – например, только к детям. Все, что мы делаем с другими, мы делаем и с собой. Пренебрегать или проявлять интерес – это навык. Это как мышца «уважение», которую я либо тренирую, нагружаю в повседневно жизни, либо нет. И если реальным мышцам нужен белок, то здесь питательным веществом будет самоуважение. Фото: unsplash.com О детском хроническом стрессе – Можно помечтать, что эта фраза заинтригует и воодушевит ребенка побежать навстречу взрослой жизни. Но в реальности, скорее всего, такие слова испугают ребенка и вызовут отвращение к взрослению и миру взрослых. Запугивание помогает разве что на короткое время, учит изворотливости, увеличивает дистанцию в отношениях. – То есть если родитель живет в стрессе и всегда на грани нервного срыва, он не сможет воспитать психически устойчивого ребенка? – Дети так или иначе адаптируются к семейной ситуации. Вопрос, какой ценой. Если взрослый живет на грани нервного срыва и слабо заботится о себе, это превращает жизнь ребенка в выживание в буквальном смысле. Его мозг на химическом уровне занят тем, что отслеживает опасность и перманентно держит тело в напряжении. Хроническое напряжение, в свою очередь, приводит к истощению. Страдают иммунитет, познавательная и эмоционально-волевая сферы, способность спонтанно играть и творить. Львиная доля «невнимательных детей» – это дети, испытывающие хронический стресс. На это наслаиваются проблемы в общении со сверстниками. Хочешь помочь своему ребенку – приведи в порядок себя. – Выходит, родители жестко общаются с детьми: запрещают, требуют, раздражаются по малейшим поводам. А потом все эти «дети» подрастают, собираются в одном офисе и начинается ад? – К счастью, чем старше ребенок, тем больше у него возможностей добрать то, что в дефиците, за пределами семьи. Это в принципе непрерывный процесс – добирать «любовь» в течении жизни. Как ежики в тумане, бродим, ищем. Мы стремимся компенсировать то, чего не хватало в детстве, например принятия или безопасности. Конечно, можете сказать, что в вашем детстве всего было достаточно. Если вы так чувствуете, вы правы. В то же время в любых близких отношениях рано или поздно появляется чувство разочарования. И не потому, что «кто-то плохой». А потому что человеку свойственно мечтать об идеальном другом. Будто есть кто-то в этом мире, кто безусловно полюбит, всегда поймет, никогда не оставит, оправдает все ожидания. Очаровательный образ. И любой реальный человек проигрывает этому образу. Чем сильнее в глубине души человек верит, что идеальный другой существует, тем больше его реальные отношения будут невыносимы. И наоборот. – То есть начальники, которые создают напряжение в коллективе, и подчиненные, которые не могут без этого напряжения жить, — все это результат нездоровых детско-родительских отношений? – Мне нравится идея о том, что крепкие взаимные отношения могут быть в двух случаях. Первый – когда люди, как пазлы, совпадают «неврозами». Например, зависимый и созависимый. Первый нуждается в контроле, подчинении, не хочет брать на себя ответственность. Второй стремится к опеке как к проявлению власти, к контролю, интересуется чужой жизнью больше, чем своей. Эти двое всю жизнь могут прожить вместе или хорошо сработаться как начальник и подчиненный. Второй случай – когда оба проработали свой «невроз». Будь партнеры в браке или коллеги в виде босса и сотрудника. – Реально разорвать этот круг «порочных семейных сценариев», передающихся из поколения в поколение? – Да. В стабильных теплых отношениях. При этом «отношения» – это глагол. Хорошо, если повезло попасть в такое окружение, встретить такого партнера. То, что формируется в отношениях, можно поменять только в отношениях. Никакая книга, диплом о высшем образовании или онлайн-тренинг не справятся с этой задачей. Человеку нужен человек. Психотерапия тоже дает возможность менять семейный сценарий. Мне нравится шутка о том, в каком возрасте ребенка стоит обращаться к психологу: «За несколько лет до его рождения».
Как грамотно «наказывать» – Наказания сами по себе не эффективны, если цель – изжить «плохое» поведение. Важно показывать альтернативное поведение и поощрять его проявление. Дошкольникам и младшим школьникам нравится быть хорошими для родителей и учителей. Взрослый для них еще авторитет. Почти всегда дети старше трех-четырех лет сами понимают, что совершили плохой поступок. У них появляются чувство страха, огорчение, стыд, вина. Внутренний дискомфорт – уже хороший регулятор поведения. Это как «внутренний парктроник». Второй важный момент – не только дать понять ребенку, что он поступил плохо, но и показать, как «компенсировать ущерб». Например, предложить помощь, сделать что-то приятное для другого, искренне пожалеть и так далее. Если это новая ситуация для ребенка, проговорить, что допустимо, а что – нет. Самим придерживаться договоренностей и правил. – Допустим, ребенка любят, относятся с уважением. Но есть детский сад, воспитательницы, другие взрослые со своими моделями поведения. Как объяснять ребенку, что все люди разные? – Встречаться с разными моделями поведения взрослых – хорошо. Это как раз и помогает понять, что люди – разные. И что есть разная степень близости – самые близкие, друзья и приятели, соседи, незнакомые и посторонние. И что со всем из них – своя модель поведения. Еще важно стремиться не столько избегать конфликтов, ведь это невозможно, сколько обучать разным стилям решения – и договариваться, и уступать, и конкурировать. – Что значит «детский психолог для взрослых»? Так Вы обозначаете свою специализацию в соцсетях. – Десять лет назад я начала работать как детский психолог. Ко мне обращались по вопросам «дефицита внимания и гиперактивности», детских страхов, трудностей в общении, адаптации в садике и школе и так далее. Редко ребенок стремится обратиться сам, хотя так тоже бывает. Первое знакомство и контакт почти всегда происходит с родителем. И это уже работа «переводчика» между ребенком и взрослым. Когда родитель осознает процесс, происходящий с ребенком, и отталкивается в своем поведении от этого понимания, у всей семьи жизнь становится легче. Например, «сделал назло» – это ярлык и поиск виноватого, тупик в отношениях. А по факту у ребенка «отсутствует навык выражать злость приемлемым способом». По мере своего профессионального становления я заметила, что все чаще обращаются взрослые. Уже не только по вопросам, связанными с детьми. Так и появилось выражение «детский психолог для взрослых». Процессы с детьми и взрослыми происходят схожие, только формы работы разные. С детьми – игровая, со взрослыми – в большей степени «разговорная» терапия. – Татьяна, с какими вопросами обычно обращаются к детскому психологу? – Чаще всего обращаются с вопросами поведения – «не слушается», «дерется», «не хочет делать уроки». Это то, что на поверхности, «верхушка айсберга». Второй по частоте повод обратиться – соматические проявления. Это клиенты, которые уже были у врачей, и им порекомендовали работу с психологом. Обращаются, когда есть запоры, энурез, энкопрез, частые боли в желудке, тики, заикание, ВСД. Еще один тип вопросов – эмоциональное состояние ребенка и сфера общения. Источник: https://news.yellmed.ru/
Ключевые слова:
|
|||||||||
Читайте также:
Коли потрібен ендокринолог: основні сигналиДізнайтеся, коли варто звернутися до ендокринолога у Києві: основні симптоми гормональних порушень, методи діагностики та профілактика Почему завтрак из хлопьев может навредить вашему здоровьюДля многих людей день начинается с тарелки завтраковых хлопьев, что кажется быстрым и удобным вариантом первого еды Dlaczego śniadanie złożone z płatków zbożowych może być szkodliwe dla zdrowiaDla wielu osób dzień zaczyna się od talerza płatków śniadaniowych, które wydają się szybką i wygodną opcją na pierwszy posiłek Warum ein Müsli-Frühstück ungesund sein kannFür viele Menschen beginnt der Tag mit einem Teller Frühstücksflocken, was als schnelle und bequeme erste Mahlzeit erscheint Чому сніданок із пластівців може нашкодити вашому здоров’юДля багатьох людей день починається з тарілки сніданкових пластівців, що здається швидким і зручним варіантом першого прийому їжі |
|||||||||
|