|
|||||||||
|
|
||||||||
07.10 - 20:48
Институт семьи вымирает: что придет на смену?| Семья
Сенсационные данные получили социологи компании «Башкиров и партнеры», задав двум тысячам россиян вопрос об их отношении к созданию семьи. Выяснилось, что более 30% молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет считают брак социальным атавизмом. Вслед за европейцами и американцами наши соотечественники начинают брать на вооружение новые формы семьи. Брак без детей, сезонный брак, удаленное многоженство и многомужество, последовательная полигамия — вот лишь неполная классификация современных видов отношений между мужчиной и женщиной.
Как бы то ни было, в западном мире сейчас трудно найди молодую пару, живущую по принципу «пока смерть не разлучит нас». Долгосрочный брак все чаще заменяется серией краткосрочных союзов. В социологии это называется последовательной полигамией. «Люди женятся, рожают детей, оставляют семьи, образуют новые, оставляют и их, — говорит ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, кандидат философских наук Татьяна Гурко. — На Западе новая мать или отец для ребенка — вполне нормальное явление».
Более того, последовательная полигамия имеет даже специальное юридическое обоснование. В некоторых штатах Америки есть возможность заключить «сезонный» союз на определенное количество лет или месяцев, по истечении которых брак без лишних бюрократических проволочек считается расторгнутым.
В России такого пока нет, но адептов последовательной полигамии уже достаточно. Алексею Чернышеву всего 27 лет, но он уже был женат три раза, развелся, платит алименты и собирается жениться вновь. «Любовь не живет больше трех лет — это официально доказали ученые, — говорит Алексей. — По истечении этого срока пропадает сексуальное влечение, и мужчину тянет на сторону. Я просто хочу быть честным со своей партнершей. Уж лучше стать верным другом, чем неверным мужем».
Более утрированная форма последовательной полигамии — так называемый snack-брак. В условиях дефицита времени люди не хотят выстраивать близкие отношения со второй половиной. Партнеры не имеют общих друзей, хобби, вообще мало знают друг друга, но встречаются раз в неделю ради легкого, приятного общения и секса. При этом они не изменяют друг другу по соображениям скорее гигиеническим, чем эмоциональным. «Это очень удобно, — говорит Евгения Савельева, прожившая в таком браке два года. — Никаких криков, скандалов, никаких проблем. Муж просто заряжает тебя позитивной энергией и совершенно не отвлекает от работы и учебы». Не менее распространен сегодня и гостевой брак. Это когда мужчина и женщина живут раздельно, обычно в разных городах или даже странах, общаясь в основном по телефону и интернету и приезжая друг к другу всего раз-два в месяц. «Широкое развитие таких браков — прямое следствие феминизации общества и увеличения мобильности россиян, — считает социопсихолог Валерия Микулина. — Сейчас вполне типичны истории, когда мужчина по работе вынужден переехать в другой город, например, возглавить филиал банка. При этом женщина отказывается ехать вслед за любимым, так как не хочет рисковать своей карьерой и искать работу на новом месте. Гостевой брак — это взрослое решение уважающих друг друга людей, которые не хотят подвергать партнера страданиям ради собственного эгоизма и даже готовы ради этого отказаться от регулярной половой жизни. Именно поэтому гостевой брак очень устойчивая форма семейных отношений». Психологи отмечают, что в последнее время россияне становятся все более честными. Скрывать измену во многих семьях считается хуже, чем открыто в ней признаваться. Пары, которые рассматривают любовь на стороне как неизбежность, принято называть живущими открытым браком. Именно такую форму сожительства предпочитал знаменитый физик и лауреат Нобелевской премии Лев Ландау, если верить дневникам его жены и создателям фильма «Мой муж гений». «Такие отношения подходят рационалистам, у которых интеллект главенствует над эмоциями, — говорит психолог Ольга Задорнова. — Мои знакомые именно такие. Жена, собираясь на свидание, спрашивает мужа, хорошо ли она выглядит. А муж просит ее купить на Восьмое марта подарок своей любовнице. При этом они абсолютно счастливы». Крайняя форма открытого брака — многоженство и многомужество. В модифицированном виде они возвращаются в жизнь современного человека. Это может быть и так называемая шведская семья — коммунальный брак, союз между несколькими мужчинами и женщинами. Такие отношения распространены на Западе в сквотах — заброшенных домах, которые заселяют молодые радикалы — художники, музыканты, поэты. Более распространенная форма многоженства — удаленное. «К примеру, человек уезжает на заработки за границу, — говорит Татьяна Гурко. — Жену и детей он оставляет на родине, высылает им деньги, время от времени приезжает к ним в отпуск. Чтобы решить проблему регистрации, мигрант может заключить брачный союз с местной женщиной, с которой у него могут возникнуть близкие отношения». Другая разновидность полигамных отношений — виртуальное многоженство или многомужество, когда помимо законной второй половинки у человека есть еще и постоянный партнер в интернете. В «реале» он с ним не встречается, но постоянно общается в форумах, имеет общие увлечения, занимается с ним виртуальным сексом. Такие отношения помогают сохранить семью реальную, хотя на практике со своим виртуальным партнером человек бывает духовно ближе, чем с тем, с которым он живет под одной крышей. Серьезно меняется семья и в отношении самых младших ее членов. «Молодость — чудесная вещь. Какое преступление растрачивать ее на детей!» — писал английский драматург Бернард Шоу. Для многих пар эти слова становятся девизом. Речь идет не только о том, что малышей сейчас стараются заводить как можно позже — развитие искусственного оплодотворения и института усыновления фактически сводят к нулю риск неудачи. Речь о том, что появляются семьи, которые принципиально и навсегда решают отказаться от детей. Их называют childfree — свободные от детей. На российском форуме сторонников этой точки зрения читаем: «Рожают детей только из чистого эгоизма: чтобы было кому стакан воды в старости подать, чтобы кто-то развлекал тебя и создавал своим присутствием эффект наполненности жизни, чтобы удержать мужа, чтобы смотреть на «свое продолжение». И настоящий эгоизм проявляют именно «детные», готовые рожать ребенка в любых условиях только потому, что «им хочется маленького». В бездетных семьях роль ребенка зачастую вполне успешно играет домашнее животное, а в некоторых случаях — один из супругов, чаще мужчина. Об инфантилизме 30-летних уже не раз писали в связи с каналом «2x2». Приживутся или нет в России такие формы семьи, смогут ли они окончательно вытеснить формулу «папа, мама, я» — сейчас сказать сложно. С одной стороны, изменившиеся социальные условия этому способствуют. Увеличение роли карьеры, феминизация общества, сексуальная революция, постоянная нехватка времени, эгоизация населения — все это способствует тому, что удержать двух людей вместе на протяжении многих лет в ближайшие годы сможет разве что совместно взятая ипотека. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов идущий полным ходом в России и Европе процесс «обратной колонизации». Колоссальные потоки мигрантов из развивающихся стран перемещаются за заработком и лучшей долей в развитые. Приезжие приносят с собой традиционный уклад и классическое представление о крепкой многодетной семье. Социологи говорят, что под напором мигрантов европейцы могут вернуться к традиционным устоям или… исчезнуть.
Инф.psychologov.net Ключевые слова:
|
|||||||||
Читайте также:
Zdrowie jest ważne! Jak rozpoznać cukrzycę typu 2 po objawachCukrzyca typu 2 to poważna choroba, która może wpływać na jakość życia człowieka. Znaczenie sprzętu rehabilitacyjnego dla osób niepełnosprawnychWe współczesnym świecie problematyka pomocy osobom niepełnosprawnym ma na celu przede wszystkim poprawę jakości ich życia i integrację ze społeczeństwem. Die Bedeutung von Rehabilitationsgeräten für Menschen mit BehinderungenIn der modernen Welt zielen Hilfeleistungen für Menschen mit Behinderungen meist auf die Verbesserung ihrer Lebensqualität und Integration in die Gesellschaft ab. The importance of rehabilitation equipment for people with disabilitiesIn the modern world, issues of assistance to people with disabilities are mostly aimed at improving their quality of life and integration into society. Важность реабилитационного оборудования для людей с ограниченными возможностямиВ современном мире вопросы помощи инвалидам в большинстве своем направлены на улучшение их качества жизни и интеграцию в общество. |
|||||||||
|