|
|||||||||
|
|
||||||||
27.04 - 23:11
Ваш ребенок стал первокурсником - проблемы позади?| Семья
О, счастье! Ваш ребенок стал первокурсником! Вам кажется, что все проблемы уже позади, теперь можно успокоиться и расслабиться, ведь он стал уже взрослым! Но тут раздается звонок из деканата, и звучат роковые слова: «Отчислен».
Но и поступление в ВУЗ не всегда гарантирует окончание проблем, связанных с учебным процессом и иногда приносит родителям первокурсников неприятные сюрпризы.
Поделюсь своим печальным опытом. Когда я, случайно заскочив в университет по своим рабочим вопросам, узнала модульные оценки моего сына, (а учился он на факультете, где работал мой отец, и я защитила диссертацию), то два дня я безостановочно рыдала и не могла ни о чем думать. Во-первых, я потратила немалые деньги на репетиторов, а средства у нас были последними, так как незадолго до этого нас обокрали. Во-вторых, сыну как будто бы нравилось это направление, и факультет он выбрал сам, хотя мог поступить в альтернативный ВУЗ. В-третьих, о моем отце и обо мне на факультете остались только самые положительные воспоминания! И главное – он ведь рассказывал мне, как ему нравится учиться, и какие прекрасные оценки он получал на семинарских занятиях, а значит – цинично обманывал! Как и многие родители, я восприняла поступление моего сына в ВУЗ как начало его самостоятельной жизни, но, к сожалению, то, что дети становятся первокурсниками, не всегда свидетельствует, что они действительно повзрослели и могут адекватно оценивать свои поступки и успешно бороться с трудностями. Ведь именно возраст 17-18 лет, когда подростки покидают школу и определяются со своим дальнейшим будущим, поступают в ВУЗы или устраиваются на работу, т.е. попадают в совсем новые и непривычные для них условия, является одним из самых сложных в их жизни. И дело здесь не только в проблемах самоидентификации и попытках понять, чего же они от жизни хотят, и тот ли выбрали путь. Этот период является в их сознании резким переходом от детства, с которым у них ассоциируется школа, к взрослой жизни, с которой у них ассоциируется ВУЗ. А так, как этот переход является очень быстрым и длится всего лишь несколько месяцев (фактически – июль и август, с момента сдачи выпускных экзаменов до 1 сентября), то именно на первом курсе у подростков могут возникнуть проблемы адаптации к новой, взрослой жизни, что иногда может привести к кризисным ситуациям. Особенно это касается классных руководителей. ВУЗ отличается от школы не только уровнем и объемом знаний, которые студенты должны усвоить, но и самими принципами обучения в высшей школе, среди которых большая роль отводится самообучению, партнерству преподавателя и студента при строгом и независимом итоговом контроле. Дополнительным стимулом к учебе является и то, что позитивные оценки позволяют студентам самостоятельно «зарабатывать» – получать стипендию, которая соответствует сегодня прожиточному минимуму и дает возможность молодежи не экономить на книжках и кофе. Но при всем этом заинтересованность в том, чтобы успеть все вовремя получить и качественно сдать, ложится непосредственно на плечи студентов. А пресловутая Болонская система, которая делает акцент на постоянном и системном обучении и не дает возможности прогулять весь семестр, а потом прийти и сдать экзамен на отлично, может преподнести первокурсникам серьезный урок. Многие подростки не могут так быстро адаптироваться к этим требованиям и к началу сессии некоторые из них с ужасом обнаруживают, что они не только не получат стипендию (если это бесплатный ВУЗ), но и могут быть отчисленными за неуспеваемость. Страх, что может произойти такая катастрофа, боязнь наказания родителей и неумение в большинстве случаев самостоятельно решить проблемы с преподавателями, могут толкнуть их на разные неадекватные шаги, самый популярный среди которых – скрыть от родителей горькую правду и действовать уже по обстоятельствам. Если все-таки незадачливого студента отчисляют, то 90% человек, оказавшихся в этой ситуации, принимают решение ничего не говорить родителям, а продолжать в дальнейшем имитировать учебу, уходя из дома и возвращаясь в положенное для занятий время. Многие родители продолжают не один семестр давать своим детям деньги для оплаты учебы (в случае платного ВУЗа) и, когда выясняется правда, то их потрясение не знает границ: денег нет, решить положительно вопрос о восстановлении уже невозможно, так как время давно упущено, а подросток замкнут в себе, агрессивен, озлоблен, ничего не хочет. И хорошо, если дети, которые попали в такую ситуацию, не стали от переживаний, страха, обиды и разочарования искать компанию таких же «отверженных» подростков и развлекаться с ними наркотиками и алкоголем, а то и хулиганством. Но в любом случае, травма, которую подростки получают в результате своей беспечности, очень сильная и может отбить желание учиться на всю оставшуюся жизнь. И это большая проблема не только для подростков, но и для их родителей. Причин, из-за которых может сложиться такая ситуация, несколько. Это и неправильное понимание подростками своей «взрослости» и самостоятельности, которые рассматриваются, как вседозволенность и бесконтрольность, и переоценка своих сил и излишняя самоуверенность, желание жить по своим правилам, и законам, упование на поддержку взрослых. Мягко и ненавязчиво постарайтесь определить вместе с ним главную цель, к которой он должен стремиться – стать первоклассным специалистом, профессионалом, который сможет найти свое достойное место под солнцем – а также конкретные этапы, приоритеты и пути ее достижения. Ведь определение конкретных механизмов и путей реализации целей является достаточно сложным и для многих взрослых людей, поэтому ваша помощь ребенку в этом вопросе будет просто необходима. Будите и поощряйте в нем амбиции, ведь именно они являются главным мотором, который двигает людей вперед, к новым свершениям. Старайтесь говорить с ним на равных, как со взрослым человеком, подчеркивать важность его выбора и вашу веру в него, а также то, что учеба в этом ВУЗе и по этой специальности обязательно откроет перед ним широкие перспективы, даст возможность устроиться в жизни, хорошо зарабатывать в будущем и сделать блестящую карьеру. В вашем кругу или в кругу ваших знакомых наверняка найдутся положительные примеры людей, которые сделали хорошую карьеру, в том числе и благодаря успешной учебе в ВУЗе. Расскажите об этих людях своему ребенку, но еще лучше будет, если он сможет с ним пообщаться и воочию убедиться в правдивости ваших слов. Не препятствуйте его общению с другими студентами, ведь обмен полезной информацией еще никому не помешал. Кроме того, многие старшекурсники уже задумываются о своем будущем, подрабатывают, и их пример может позитивно повлиять на вашего ребенка. На сегодняшний день также существует множество международных и украинских студенческих, молодежных и научных организаций, которые проводят тренинги личностного роста, а также предлагают различные программы, гранты, стажировки за границей, летние и зимние школы, которые могут стать первым этапом в его карьере или помочь ему определиться с дальнейшим выбором. Поэтому всячески поощряйте участие в них вашего ребенка. А если он пока о них не знает, то вы можете сами найти интересную информацию на эту тему и рассказать ее вашему ребенку, ведь возможности Интернета сегодня неограниченны. Независимо от того, на каком отделении учится ваш ребенок – платном или бесплатном –неплохо было бы дать ему возможность летом или в течении учебного года подработать. Желательно, чтобы эта работа была связана с избранной им профессией. Но если такой возможности нет, не беда. Тяжелая и неквалифицированная работа подчеркнет престижность избранной профессии и успешного овладения знаниями с дальнейшим их применением, а работа по профилю не только продемонстрирует важность успешной учебы, но и сможет пробудить или усилить в ребенке амбиции. Если ваш ребенок учится на бюджете, то лучший способ показать ему, что он взрослый человек, который самостоятельно может зарабатывать деньги – это оставлять ему честно заработанную стипендию. Возможность самостоятельно распоряжаться своим заработком, особенно на младших курсах, станет стимулом и поможет ему осознать необходимость хорошо учиться, ведь сегодня у молодежи очень много соблазнов. Поверьте, что, несмотря на возможную агрессию и крики о том, что вас никто ни о чем не просил, в душе ваш ребенок будет вам очень благодарен и никогда не забудет протянутую ему руку помощи. И, конечно, чтобы предупредить возникновение аналогичных ситуаций в дальнейшем, вы должны попытаться найти негласные механизмы контроля за учебным процессом вашего ребенка, особенно на первом курсе. Но при всей кажущейся позитивности такого подхода, у него существуют и некоторые психологические издержки. Во-первых, идя по такому пути, вы портите репутацию своего ребенка, который еще даже не успел проявить себя с негативной стороны и, может быть, (и дай бог) никогда не покажет себя в неблагоприятном свете. А, во-вторых, вы добровольно обрекаете себя на постоянное ожидание рокового звонка, провоцируете в себе подозрительность и недоверие, которые будут жить в вас весь период обучения вашего ребенка. Конечно, если подросток склонен к нестандартным поступкам, то лучше перестраховаться, и никто вас за это не осудит. Так, все ВУЗы имеют сайты в Интернете, на которых вы можете познакомиться с расписанием и описанием предметов, которые читаются, а также с работой кафедр и характеристиками преподавателей. И ненароком заданный вопрос о каком-то факультативе или рассказ знакомой вашего знакомого, которая много лет назад закончила этот же ВУЗ и факультет и помнит много преподавателей, должны навести вашего ребенка на мысль, что родители в курсе каких-то ситуаций. Согласно статистике, на первом курсе отсеивается очень мало студентов, а если подростки втягиваются в учебный процесс, то все-таки стараются потом получить хотя бы диплом бакалавра, поэтому главным принципом вашего отношения к учебе ребенка в ВУЗе все-таки должен стать «Доверяй, но проверяй».
Инф.podrastem.com Ключевые слова:
|
|||||||||
Читайте также:
Health is important! How to recognize type 2 diabetes by symptomsType 2 diabetes is a serious disease that can affect a person's quality of life. Здоров'я важливо! Як розпізнати діабет другого типу за симптомамиДіабет другого типу є серйозним захворюванням, що може впливати на якість життя людини. Zdrowie jest ważne! Jak rozpoznać cukrzycę typu 2 po objawachCukrzyca typu 2 to poważna choroba, która może wpływać na jakość życia człowieka. Znaczenie sprzętu rehabilitacyjnego dla osób niepełnosprawnychWe współczesnym świecie problematyka pomocy osobom niepełnosprawnym ma na celu przede wszystkim poprawę jakości ich życia i integrację ze społeczeństwem. Die Bedeutung von Rehabilitationsgeräten für Menschen mit BehinderungenIn der modernen Welt zielen Hilfeleistungen für Menschen mit Behinderungen meist auf die Verbesserung ihrer Lebensqualität und Integration in die Gesellschaft ab. |
|||||||||
|