07.07 - 17:48

Осторожно: ваш ребёнок пятиклассник


 

Многие родители уверены, что самым ответственным и требующим наибольшего внимания периодом в школьной жизни ребенка является момент поступления в школу и учеба в первом классе. Мамы и папы активно интересуются жизнью маленького ученика, регулярно посещают родительские собрания, обращаются к первой учительнице за консультациями, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net

 

 В общем, действительно, делают все, чтобы начало школьной жизни у ребенка прошло без серьезных проблем. О том, как подготовить ребенка к школе, читайте в статье на сайте «Солнечные руки» «Как подготовить ребенка к школе?»

 

.

Но у большого числа родителей подобная активность сохраняется только, пока ребенок учится в первом классе. Максимум – во втором. Позже, когда учеба, как говорится, входит в привычную колею, родители позволяют себе несколько «расслабиться» – реже посещают родительские собрания, меньше контролируют выполнение домашних заданий.  В общем-то, во многом это правильно – так ребенок приучается к самостоятельности и ответственности.  Но есть в таком отношении и обратная сторона. Когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю, то есть из четвертого класса в пятый, многие мамы и папы не придают этому событию особого значения. «Да что тут особенного? Пятый класс – далеко не выпускной. Школа та же – не заблудится, класс тот же – знакомиться с новым коллективом и завоевывать «место под солнцем» тоже нет необходимости» – примерно так мыслят родители многих пятиклассников. И совершенно напрасно.

Как психологу с более чем с десятилетним опытом работы мне хотелось бы дать родителям несколько рекомендаций и объяснить, почему же им стоит быть предельно внимательными в тот период, когда их ребенок становится пятиклассником.

РАЗНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ИЛИ «СТОЙ ЗДЕСЬ, ИДИ СЮДА».

Во-первых, вместо одной учительницы, которая вела почти все предметы, теперь множество новых предметов и новых учителей. Чтобы родителям было понятнее, приведу такой пример. Представьте, что у вас на работе вместо одного начальника их теперь семь или восемь. У каждого своя форма отчетности, критерии оценки эффективности вашего труда и свои представления о деловом этикете и дресс-коде. Один начальник любит, когда у подчиненных есть свое мнение и своя точка зрения. Другой же, напротив, требует, чтобы вы лишний раз рта не открывали и лишь молча внимали его указаниям. Третий, вообще, сегодня хочет одно, а завтра – другое. Представили? Страшно? Не дай бог?

А ваш ребенок сталкивается именно с этим. Ему нужно быстро запомнить не только как зовут новых учителей и где находятся их кабинеты, но и как нужно оформлять в тетради классную и домашнюю работу по русскому языку, а как по математике, географии, истории и так далее. Одному учителю мешает даже нормальный рабочий шум, и он требует, чтобы дети молча слушали его объяснения.  Другой преподаватель, напротив, считает, что ребенок должен активно проявлять познавательный интерес и задавать как можно больше вопросов. А ведь уроки этих учителей в расписании могут оказаться рядом, и ребенку нужно будет мгновенно переключиться с одного стиля преподавания на другой. Согласитесь, с такой задачей справится  не каждый взрослый.


Что делать: помогите ребенку структурировать новые знания. Как? Попросите вашего пятиклассника, чтобы он рассказал вам как можно больше и подробнее о своих  новых учителях. Пусть расскажет, кого и как зовут, у кого самое необычное имя и отчество, как добраться к тому или иному кабинету. Какие требования у учителя истории, а какие у математика. Объясняя вам, на самом деле, ребенок будет объяснять себе, упорядочивая в голове большие объемы новой информации, – это очень известный и эффективный прием.  Возможно, вы сами не раз замечали, что, когда рассказываешь другому человеку о проблеме, которую никак не удается решить самому, иногда решение «рождается» в голове, словно само по себе.

ВНЕЗАПНЫЙ ТРОЕЧНИК

Во-вторых, многие пятиклассники могут начать сомневаться в своих силах и способностях, потому что новые учителя предъявляют к ним совершенно иные требования и правила оценивания, отличные от тех, что были в начальной школе. Довольно часто преподаватели старших классов более строго подходят к оцениванию знаний ребенка. Ученик, который раньше был отличником, вдруг в пятом классе начинает приносить четверки, а уверенный хорошист становится троечником. Все это может очень сильно подорвать самооценку ребенка и веру в себя. Может привести к тому, что ребенок перестанет любить предмет из-за учителя, либо у него, вообще, пропадет желание учиться.

Что делать: в данном случае самая общая рекомендация – поддержите своего ребенка. Именно сейчас вы должны ему показать, что любите его независимо от его школьных успехов, что верите в него и что поможете преодолеть все сложности. Здесь можно действовать следующим способом: расскажите ребенку о собственных трудностях, когда в пятый класс перешли лично вы. С одной стороны, это и вам поможет вспомнить, что не все так гладко было в пятом классе, а с другой – ваш ребенок поймет, что не только у него одного есть подобные сложности. Этот же принцип срабатывает в психотерапевтических группах. Ведь там дело не только в том, что с людьми работает профессиональный психотерапевт. А еще и в том, что, когда человек осознает, что с теми же трудностями, что и у него, сталкиваются другие люди – становится легче уже только от понимания, что он не один такой.

ЭЙ ТЫ, МАЛЬЧИК НА ТРЕТЬЕЙ ПАРТЕ И ДЕВОЧКА В ЗЕЛЕНОМ СВИТЕРЕ!


Еще одна проблема, которая часто возникает в пятых классах – это обезличивание учеников. Учитель старшей школы не может сразу же запомнить весь класс. В итоге складывается стандартная ситуация: запоминают только наиболее заметных – это либо отличники-активисты, либо отъявленные двоечники. А остальных детей новые преподаватели могут неделями, а то и месяцами не вызывать к доске, не  спрашивать на уроке, выставляя оценки только по письменным работам.

Учитель, который ведет только свой класс с первого по четвертый, прекрасно знает не только имена и фамилии всех детей. Первая учительница и обнимет, и приласкает. К тому же она прекрасно знает, кто лучше отвечает устно, а кто письменно; что этого ребенка нельзя торопить с ответом и нужно дать время, чтобы он сосредоточился; а этого, напротив, нужно «загружать» работой – так у него не будет времени отвлечься. Все просто – у одного учителя есть один класс, есть и время, и возможности узнать особенности детей досконально. У учителя-предметника старшей школы такой возможности нет, они преподают одновременно в 5-6 классах. Где уж тут узнать каждого ребенка в отдельности? В итоге многие дети чувствуют себя никому не нужными, практически брошенными. Они не  знают, к кому подойти со своими вопросами и проблемами – все учителя старших классов кажутся им строгими и отстраненными.


Что делать: основываясь на собственном опыте, хочу предложить очень простое решение, которое позволит учителям-предметникам с легкостью запомнить каждого ученика в классе. Возьмите стандартный лист формата А4, сложите его пополам, и на одной стороне напишите, а лучше распечатайте крупными буквами имя и фамилию вашего ребенка. И все. Пусть ваш пятиклассник носит эту табличку у себя в дневнике в течение всего первого месяца обучения в 5-м классе и на каждом уроке ставит перед собой. Таким образом учитель сможет обратиться по имени к каждому ребенку, а не только к тем, кого запомнил. Вспомните, точно так же поступают организаторы крупных конференций с большим количеством участников – перед каждым выступающим ставится табличка, где написаны его имя и фамилия.

Кстати, нелишним будет и просьба к преподавателям носить в это время бейджи с именем и отчеством – дети ведь тоже не всех учителей сразу запоминают. А то забавно наблюдать, как кто-то из пятиклассников перед тем, как обратиться к учителю, сначала толкает соседа в бок с анекдотичным вопросом: «Как ее зовут?». А после, когда понимает, что сосед знает имя учителя так же, как и он, со вздохом открывает дневник на первой странице, где написан список преподавателей.

Очень хотелось бы, чтобы после прочтения этой статьи многие родители поняли, что считать переход ребенка в 5-й класс рядовым событием, не требующим пристального внимания, в корне неправильно и неверно. Несмотря на то, что ребенок остается в стенах своей же школы и в окружении тех же детей, в привычном укладе его школьной жизни происходят серьезные изменения. Под влиянием этих изменений все дети проходят через так называемый адаптационный период к началу обучения в среднем звене школы. И всем детям нужно время, чтобы разобраться в новых и непривычных для них условиях учебы. И еще больше для этого им нужна помощь и поддержка самых близких людей – родителей. Тогда в случае успешной адаптации ребенок столь же успешно продолжит дальнейшую учебу.

 

Инф.sun-hands.ru

Ключевые слова:
Читайте также:

Украинские источники молодости: тайна действенного напитка

В современном мире, где стресс, загрязненная среда и плохие привычки угрожают здоровью, многие ищут эффективные способы продления жизни и сохранения молодости.
Подробнее »»

Ukrainian fountains of youth: the secret of an effective drink

In today's world, where stress, polluted environment and bad habits threaten health, many people are looking for effective ways to prolong life and preserve youth.
Подробнее »»

Ukrainische Jungbrunnen: Das Geheimnis eines wirksamen Getränks

In der heutigen Welt, in der Stress, verschmutzte Umwelt und schlechte Gewohnheiten die Gesundheit gefährden, suchen viele Menschen nach wirksamen Möglichkeiten, das Leben zu verlängern und die Jugend zu bewahren.
Подробнее »»

Ukraińskie źródła młodości: sekret skutecznego napoju

W dzisiejszym świecie, gdzie stres, zanieczyszczone środowisko i złe nawyki zagrażają zdrowiu, wiele osób szuka skutecznych sposobów na przedłużenie życia i zachowanie młodości.
Подробнее »»

Українські джерела молодості: таємниця дієвого напою

У сучасному світі, де стрес, забруднене середовище та погані звички загрожують здоров'ю, багато людей шукають ефективних способів продовження життя та збереження молодості.
Подробнее »»

bigmir)net TOP 100 Яндекс.Метрика

При использовании информации в печатном или электронном виде ссылка на www.neboley.com.ua обязательна.
Интернет–издание не несет ответственность за достоверность информации, размещенной в разделах народной медицины. Предупреждаем, прежде чем воспользоваться рецептами нетрадиционной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом.
За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.

Электронная почта портала: info@neboley.com.ua