|
|||||||||
|
|
||||||||
19.11 - 23:40
Магия родов: Использует ли современная медицина древний опыт шаманов и повитух?| Здоровье
Роды — это, пожалуй, самое великое событие в жизни каждой семьи. А уж для самой женщины (особенно если эти роды — первые) момент рождения ребенка не сравнится по важности ни с какими окончаниями института, потерей невинности, замужествами, переездами и прочей житейской ерундой. Несмотря на то, что нынешняя медицина, кажется, знает все о тонкостях протекания родов, в сознании роженицы этот процесс остается отчасти таинственным, мистическим. И неудивительно. Предположим, ты прекрасно осведомлена о том, как протекают схватки, под действием каких гормонов раскрывается матка и в какой момент происходит изгнание плода и рождение плаценты. Все равно самое главное в родах — появление на свет из небытия нового сознания, человека, который прежде не существовал, — событие в высшей степени загадочное. Если мы сегодня не склонны связывать между собой духовный и чисто медицинский, «технический» аспекты родов, то для наших предков эти понятия были неразделимы. Поэтому роды у многих народов, в том числе и у славян, превращались в сложный, подчас многодневный ритуал, в котором тесно переплелись магические обряды и очень полезные и практичные действия, которые и впрямь помогали облегчить процесс родов. Какие же элементы древних родовых обрядов используют ныне медики и перинатальные психологи? Об этом мы и поговорим с нашим консультантом. Наш консультант — директор Центра развития семьи «Семейный круг» Лариса Чепрасова: «Время и место встречи изменить нельзя!» Место и время предполагаемых родов было окружено тайной. Об ориентировочной дате появления ребенка на свет знали всего три-четыре человека — сама роженица, ее мать, свекровь да повитуха. Заветный момент скрывали иногда даже от отца ребенка. Место родов в разных местностях выбирали по-разному. В одних предпочитали рожать дома, в других выбиралось отдельное нежилое место, чаще всего баня. Там роды принимали, как правило, свекровь и повитуха — своего рода «профессиональная акушерка». Кстати, повитуха никогда не приходила в дом к беременной заблаговременно — ее вызывали лишь тогда, когда роды уже начались. Кто-нибудь из родных будущей матери не шел к повитухе по улице, а пробирался в ее дом тайными тропинками. А, придя к ней, не говорил прямо, что требуется ее помощь, а сообщал об этом иносказательно. Повитуха же, прекрасно поняв, о чем идет речь, в свою очередь шла в дом роженицы «огородами». Повитухами были непременно рожавшие женщины, зачастую уже находящиеся в климаксе, то есть, уже не собирающиеся иметь собственных детей. Профессия повитухи передавалась из поколения в поколение: «народная акушерка», случалось, брала на роды в качестве ассистентки свою дочь, чтобы та, овладев тонкостями профессии и родив собственных детей, со временем сменила ее. Л.Ч.: О том, что роды — процесс подсознательный, и присутствие большого количества помощников может мешать женщине и делать роды более сложными, писал выдающийся французский врач Мишель Оден в своей книге «Возрожденные роды». По своему опыту могу сказать: чем меньше людей знают и, соответственно, переживают, что у женщины начались роды, тем легче она рожает. Это отнюдь не исключает присутствия помощника в родах. Просто о том, что сейчас идут роды не стоит трезвонить по всему городу. Насчет бани — это действительно удачное место, достаточно стерильное, и там всегда есть вода. Другая причина, почему для родов выбирали баню, — мистическая. Считалось, что когда женщина рожает, она находится как бы между мирами, она проводник рождения нового сознания и поэтому не должна «загрязнять» обычную территорию. В некоторых местностях женщина после родов какое-то время не должна была возвращаться в дом. Женщина после родов называлась нечистой, но нечистой именно в мистическом, а не физическом смысле. Поэтому ее чуточку даже побаивались и сторонились. С другой стороны, в этом был нормальный физиологический смысл — чтобы не инфицировать ослабленный родами организм. Поэтому после родов она жила в бане несколько дней. А в некоторых местах наоборот, считалось, что дома и стены охраняют, и поэтому роды проходили именно дома. Одним словом, народные традиции друг другу порой противоречат. И везде можно найти что-то положительное. Очень правильной была традиция вызывать повитуху, когда роды уже начались. Если брать современное акушерство, то женщину, иногда перестраховываясь, укладывают в роддом заранее. И там она может наслушаться не самых приятных вещей. Да и потом, не так уж полезно постоянно лежать без свежего воздуха, прогулок, домашней работы. Кроме того, и у врача, наблюдающего женщину, может возникнуть соблазн «запустить ее в роды», т.е. начать стимуляцию. А ведь если еще не наступил час «Х», и ребенок не готов, и организм матери не очень, роды могут пойти не лучшим образом. Лучше дождаться или отхождения вод, или начала заметных, регулярных схваток (с промежутком в 5–7 минут), когда уже очевидно: «процесс пошел». Тогда уж и ехать в роддом. Конечно, в случаях, когда перед родами необходимо обязательное наблюдение за беременной по медицинским показаниям, например при позднем токсикозе (гестозе), при выраженном многоводии, при осложнениях со стороны почек и т.д. — лучше лечь в роддом заблаговременно. Я не очень согласна с тем, что принимать роды непременно должна рожавшая женщина, ведь я сама до рождения своего малыша 13 лет проработала акушеркой в родзале, и девочки у меня рожали хорошо. Но доля истины в этом утверждении есть. Когда мы беремся за любое дело, мы привносим в него частичку своего опыта — и в родах в том числе. Поэтому лучшей акушеркой, возможно, будет женщина, которая хорошо родила сама. Профессор Коваленко, председатель Ассоциации перинатальной психологии России, принимая на работу в свой центр инструкторами пренатального обучения, отдает предпочтение женщинам, имеющим положительный опыт 2–3 собственных родов. Роды — это исконно женское дело, понять и принять которые в полной мере способна лишь другая женщина, имеющая собственный благоприятный опыт прохождения через роды и отдающая себе отчет в том, насколько это колоссальный труд и ни с чем ни сравнимая радость — стать матерью. «Показать дорогу» ребенку — дело отца Где бы ни рожала женщина — дома или в бане, она заблаговременно раздевалась до рубахи, снимала все украшения, распускала волосы. В доме открывали все двери, шкафы, сундуки, отмыкали все замки, даже расстегивали пуговицы и развязывали завязки на одежде. Считалось, что это облегчит младенцу появление на свет. Если роды затягивались, отец мог даже пойти в ближайшую церковь и попросить священника открыть царские врата. Тем временем роженица, у которой начались схватки, не ложилась, а все время ходила по дому, переступая через пороги, — опять-таки для того, чтобы «переход» для ребенка был легким. За этим занятием ее, как правило, и заставала повитуха. Придя к роженице, она сама переодевалась в чистую одежду, водила ту по дому, массировала ей живот и поясницу и читала различные заговоры. И во время родов женщина, как правило, не лежала, а стояла или ходила. Когда начинались потуги, она тужилась либо стоя, держась за веревку, перекинутую через центральную балку потолка, либо на корточках или на четвереньках. Повитуха порой довольно резко обращалась с роженицей. Если роды затягивались, она кричала на женщину. Чтобы испугать ее, резко стучала чем-нибудь, или внезапно обрызгивала роженицу водой. В процессе родов повитуха старалась вызвать у своей подопечной рвоту. Любопытно, что взгляды на роль будущего отца в родах во многих местах диаметрально отличались. Часто отца просто отстраняли от этого, на время родов выгоняли из дома. Но кое-где отец принимал в родах самое деятельное участие. Он не только поддерживал жену, когда та ходила по дому, гладил и успокаивал ее. Случалось, будущий папаша даже надевал одежду жены, катался по полу, кричал, имитируя родовые схватки. Если роды затягивались, отец снимал штаны и выворачивал их наизнанку, переступал через жену. Есть народности, в которых мужчина во время родов охал, ахал, производил все действия, которые надлежало делать женщине. А его рожающая жена… помогала ему, жалела и утешала его. Когда ребенок рождался, и мама, и папаша лежали рядышком, и в течение недели за ними обоими ухаживали родные. Л.Ч.: Прогуливаясь по дому с роженицей, повитуха своими поглаживаниями, растираниями спины и животика уменьшала дискомфортные ощущения у матери. Вертикальное положение в данном случае работало усиливающим фактором. Ведь в таком случае головка ребенка оказывает дополнительное давление на шейку матки, ускоряет ее раскрытие и продвижение ребенка. И в наших роддомах сейчас, если у роженицы схватки легкие и слабенькие, ей предлагают занять вертикальное положение, походить, подвигаться. Если же наблюдается бурная родовая деятельность, предлагают занять горизонтальное положение, чтобы не провоцировать стремительные роды. В киевских роддомах в предродовых палатах есть большие мячи, на которых можно сидеть во время схваток, родильные стульчики, шведские стенки и другие аксессуары для более свободного ведения родов по желанию женщины. Роддома в Луцке, Симферополе, Донецке и других городах также поддерживают естественное ведение родов и обеспечены соответствующим образом. У женщин в родах бывает рвота. Обычно это прекрасный признак, по которому можно сказать, что шейка матки раскрывается. Акушеры-гинекологи хорошо реагируют на такое явление. Повитухи же, скорее всего, действовали от обратного: провоцируя рвоту, способствовали раскрытию шейки матки. Что касается подаваемых резких команд — они привлекают внимание женщины, заставляют ее сосредоточиться. Учитывая то, что роды —процесс подсознательный, рожающая женщина пребывает в своеобразном трансовом состоянии, т.е., когда ее внутренние ощущения, переживания доминируют над внешними раздражителями. И порой, чтобы достучаться до ее сознания, нужны резкие команды. Если очень нежно попросишь: «Ну, потужься, пожалуйста…», она может не услышать. А если прикрикнуть: «ТУЖЬСЯ!», она очнется. Я всегда своих беременных предупреждаю: «Не обижайтесь на врачей и акушерок — они не кричат на вас, они просто громко разговаривают, чтобы в момент потуг, когда необходимы ваши усилия, вернуть вас к реальности». Теперь об участии отца. Современные перинатальные психологи уже пришли к выводу, что мужчины делятся на тех, кто может участвовать в родах, и тех, для кого даже присутствие при них нежелательно. Это зависит от многих факторов — и от особенностей психики мужчины, и от стиля внутрисемейных отношений, и от уровня доверия супругов друг к другу... В тех странах, где мужчины были главой семьи, доминировали в повседневной жизни, — женщины обычно рожали в присутствии повитухи, женщин-помощниц, а мужчина в родах не участвовал. Если же мужчина занимал равное с женщиной или подчиненное положение — он помогал и в родах. Во время родов женщина должна вести себя максимально естественно и ориентироваться на свои ощущения, инстинкты, потребности ребенка, не думая о том, как она выглядит, и что о ней подумают. Все мысли сосредоточиваются только на процессе, на своих ощущениях, на желании помочь ребенку мягко и легко родиться. Ведь рождение для него — одно-единственное, другого не будет. И в случае, когда мужчина позволяет женщине вести себя так, как ей хочется, а не подавляет или настоятельно корректирует ее поведение — он смело может помогать ей и во время рождения ребенка. Что же касается имитации мужчиной родов, то у некоторых народностей Сибири в родах участвовали шаманы. Один находился в доме и руководил процессом, второй оставался на улице и привязывал к животу камень. Тот, кто находился в доме, выкрикивал команды, другой же имитировал роды, смещая камень все ниже и ниже. И женщины почему-то рожали хорошо. Есть еще один хороший способ ускорить роды. Раньше считалось: если роды неоправданно затягивались, мужчина должен «показать дорогу» ребенку. Это был… обычный половой акт. В наше время некоторые врачи также положительно относятся к такой методике. Если женщина приезжает в роддом со зрелой шейкой матки, но без родовой деятельности, врач может ей порекомендовать вспомнить о супружеских обязанностях, если ей хочется родить в ближайшее время. Съездив домой, многие возвращаются с нормальными схватками и, что самое главное, шейка матки раскрывается просто замечательно. Дело в том, что сперма содержит простагландины. Они же входят и в состав «Пропедил-геля», довольно дорогого препарата, с помощью которого стимулируют роды. Так что и экономия, и польза налицо… Серебро — к богатству, соль — для здоровья, яйцо — для красоты Итак, ребенок родился. Считалось, что в момент прорезывания головки ангел-хранитель вкладывает в младенца душу. Принимали малыша в шкуру животного (чаще всего, в овчину), которая потом считалась оберегом ребенка. (Кстати, мех домашних животных издревле считался энергетически благоприятным для человека. Так что если вы подумываете купить к зиме шубку, подумайте об овчинной дубленке, каракуле или козлике.) Вернемся к нашему новорожденному. Повитуха часто перевязывала пуповину не ниткой, а волосом — материнским или своим собственным. Перерезали пуповину тоже на знаковых предметах: на топорище (если родился мальчик) или на веретене (если на свет появилась девочка). Затем повивальная бабка «расправляла» младенца, а если он был слабеньким, «перепекала» его. «Расправление» заключалось в том, что повитуха гладила ребенка, вытягивала ему ножки и ручки и поправляла головку (у новорожденных младенцев она слегка вытянута). Если ребенок рождался слабым, его клали на деревянную лопату и запихивали ненадолго в теплую печь — «перепекали». Потом малыша пеленали — но не в пеленки, а в отцовскую рубаху. Рубаха, что очень важно, была не свежевыстиранной, а пропотевшей, снятой непосредственно с папы. Считалось, что отцовская рубаха защитит малыша от дурного глаза. Через некоторое время малыша купали в специальной магической воде. В купель бросали серебряный предмет (чаще всего монетку), немного соли и яйцо. Серебро должно было одарить ребенка богатством, соль давала здоровье, а яйцо — красоту. Л.Ч.: Что касается перевязывания пуповины волосом — это из области мистики. Длинные волосы женщины, словно антенны, обеспечивали ее связь с Космосом. «Расправление» младенца, по-моему, делать не нужно. И сейчас этого не делают. Новорожденного сразу после родов оставляют в покое, укладывают к маме на живот, и он там лежит в том положении, в каком ему хочется. Я вообще против любого насилия по отношению к ребенку. С другой стороны, такие манипуляции повитухи можно трактовать как обычный педиатрический осмотр. Ныне врач-неонатолог смотрит ребенка после рождения, проверяет его рефлексы. Наверное, разглаживание и было таким осмотром. Если бы что-нибудь было не так, ребенок отреагировал бы напряжением мышц, вскриком. Возможно, повитуха проверяла, захватывает ли он пальчиками предмет, поворачивает ли голову, лежа на животе. А теплая печь, вероятно, выступала аналогом современного кювеза. Хотя были и другие, более эффективные методы ухода за слабеньким младенцем — его заворачивали в овчину или носили на себе в «кенгурушке». У африканских народностей детей все время носят на себе — в слинге. По данным Всемирной организации здравоохранения, эти дети по физическому и психическому развитию в течение первого года жизни опережают европейцев, но впоследствии, когда они начинают ходить, — разница сглаживается, а затем уже европейские дети их обгоняют. Рубаха отца в качестве первой пеленки — замечательная вещь. Сейчас после родов малыша выкладывают к маме на животик. Те бактерии, которые ребенок получает в первые часы жизни, становятся для него «дружественными». А вот отцовская рубаха «подарит» ему часть отца, если тот не присутствовал в родах. С купанием тоже очень любопытно. Яйцо для красоты — это, возможно, чистая мистика. А вот серебро действительно могло обеззараживать воду. Кроме того, подсоленная вода — это своего рода физиологический раствор. Уже доказано, что соль, которая всасывается через поры кожи, служит профилактикой дисплазии суставов. Если купать ребенка в воде с добавлением морской соли и потом соль с кожицы не интенсивно смывать, улучшается формирование суставов. Да здравствуют «бабьи каши»! Главной обязанностью повитухи были даже не сами роды, а послеродовой период, который проходил под ее неусыпным вниманием. Вначале она массировала молодую мать — называлось это «расправлять золотник и пуп», «ставить живот на место». Потом она следила за тем, чтобы вовремя родился послед (плацента). Плацента считалась своего рода двойником ребенка. Поэтому ее не выбрасывали, а заворачивали в чистую ткань и хоронили в специальном месте, желательно там, где не ступала нога человека. После этого повитуха не уходила, а жила в доме своей подопечной несколько дней, а то и недель (особенно если роды были первыми, а ее подопечная — молоденькой и неопытной). Отныне в обязанности повитухи входили контроль за состоянием матери и ребенка и посильная помощь родильнице. Уходила домой повитуха после того, как ребенка крестили. Родные младенца одаривали «народную акушерку» деньгами и тканями. Но и потом, на протяжении жизни ребенка, повитуха считалась близким человеком. Ее приглашали на все семейные праздники, окружали почетом и уважением. А 8 января отмечался даже особый праздник — «бабьи каши», посвященный повивальным бабкам. Считалось, что почет и уважение ждут повитуху не только в этой жизни, но и после смерти ей простятся все грехи. Л.Ч.: То, что делала повивальная бабка, с точки зрения современной медицины, — обычный послеродовый массаж матки. А затем повитуха осуществляла ранний патронаж. Во-первых, она следила, чтобы не было кровотечения и других неприятностей. Плюс она обучала женщину обращению с ребенком. Сегодня в развитых европейских странах такой патронаж дома в течение недели или 10 дней после родов — обычное дело. Каждый день с утра до вечера в дом к родившей женщине приходит патронажная сестра, которая помогает с ребенком и наблюдает за здоровьем матери (во многих странах эту услугу оплачивает государство). …До 8 января, конечно, еще далеко. Но давайте вспомним добрым словом тех, кто помог родиться нашим детям, нам и долгой-долгой цепочке наших предков. Счастья вам, акушерки, и врачи! Лариса Чепрасова,
Ключевые слова: роды
|
|||||||||
Читайте также:
Die häufigsten Fehler bei der Haarpflege von BrünettenVerwenden Sie keine aggressiven Mittel zum Färben. The most common hair care mistakes made by brunettesDo not use aggressive means for coloring Самые распространенные ошибки в уходе за волосами, которые совершают брюнеткиНе используйте агрессивные окрасочные средства Найпоширеніші помилки у догляді за волоссям, які роблять брюнеткиНе використовуйте агресивні засоби для фарбування Których potraw nie można odgrzewaćNiebezpieczne skutki niewłaściwego przetwarzania żywności mogą zagrozić naszemu zdrowiu, zwłaszcza jeśli chodzi o podgrzewanie niektórych produktów. |
|||||||||
|