|
|||||||||
|
|
||||||||
20.05 - 11:22
НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМРодителям необходимо знать нормальные этапы психического развития своих детей. Эти нормы подтверждены международными научными исследованиями последних лет. Считается, что, если ребенок отстает в своем развитии или, наоборот, опережает сверстников в чем-то, это может послужить поводом обращения к специалисту для выяснения причины. Такие данные могут быть полезны не только родителям, но и всем, кто работает с детьми-дошкольниками (педиатрам, детским неврологам, детским психологам, логопедам, воспитателям и т.д.). О том, как развиваются дети-дошкольники в разном возрасте, мы поговорили с детским психиатром высшей категории, вице-президентом Всеукраинской Ассоциации детских психиатров, специалиста по эмоциональному воспитанию и нарушениям развития у детей Юрием Стратовичем. Периоды нормального развития От рождения до 6 месяцев. К 6 неделям у ребенка появляется реакция на знакомые лица и эмоции: разочарование, гнев, печаль, улыбка. В этом возрасте ребенок уже может уметь распознавать выражение лица другого человека, начинает реагировать на внешние стимулы. Появляется так называемое "совместное внимание", когда ребенок и родитель поочередно подражают выражению лица друг друга, обмениваются звуками. У детей в этот период улучшается различение звуков и цветов. Они используют плач для выражения своих базовых потребностей: голода, жажды и т.д. Циклы сна становятся более предсказуемыми к 8 неделям. В это время появляются начальные проявления речи: гуление в 2 месяца и лепет в 4 месяца. В этом возрасте также появляются индивидуальные различия темперамента детей: один может быть более спокойным, другой – более энергичным, возбудимым. Полгода-год. Дети в этом возрасте начинают реагировать на собственное имя. В год уже могут указывать на объект, например, на игрушку. У них появляются языковые навыки, а у большинства детей к году появляются первые слова. Начинают формироваться отношения привязанности между ребенком и родителями. В этот период у ребенка также может возникать тревога отделения – он демонстрирует беспокойство, когда родитель уходит. Происходит улучшение навыков запоминания и концентрации внимания. К 8 месяцам дети начинают понимать, что люди и объекты продолжают существовать несмотря на то, что их не видно и не слышно. От года до полутора лет. В этом периоде жизни дети начинают демонстрировать первые проявления эмпатии – способности понимать, отражать эмоции, демонстрируемые другим людям. Например, если ребенок видит негативное состояние или выражение лица своей мамы, то он демонстрирует то же самое, и уже в этом возрасте у него появляются попытки ее успокоить. К полутора годам словарный запас у ребенка увеличивается до 200 слов. Если что-то спрятать, дети будут искать это уже не в одном месте, а в нескольких. Полтора-два года. В речи детей начинают появляться первые фразы. И если ребенок не говорит, надо начинать искать причины этого. Начинается комбинирование двух и более слов, увеличение словарного запаса, разработка и выполнение какого-то плана действий, к примеру, строительство из кубиков какой-то фигуры. Появляются сложные эмоции, такие как смущение, вина, стыд, улучшается понимание других людей. Ребенок начинает демонстрировать первые признаки самоконтроля: способность откладывать увлечения и неприятные занятия, а не делать все моментально. В игре появляется имитация, подражание другим людям. Выбор игр делается на основе гендерных признаков. Например, мальчики выбирают одни игры, более мужские (машинки, войны), а девочки – другие, более женские (куклы, семья). Дети играют в игры, в которых воображают себя кем-то. Ребенок начинает использовать язык и другие поведенческие навыки (может побегать, обнять маму) для регулирования своих эмоциональных переживаний. В этот период снижается выраженность тревоги отделения от родителей. От двух до пяти лет. У большинства детей в этом возрасте начинается формирование первых дружеских взаимоотношений. Нормальные вспышки раздражения появляются у них в период от года до трех, бывает, к четырем годам. В норме эти вспышки ослабевают к четырем-пяти. Ребенок может громко разговаривать сам с собой, объяснять себе что-то и лучше контролирует себя. К трем годам игры детей становятся социально-драматическими, также считается нормой, если у ребенка появляется "воображаемый" друг. В этом возрастном промежутке у детей появляются нравственные убеждения, правила демонстрации эмоций, культурные нормы. Фотография для них является одновременно объектом и символом чего-то, что существует отдельно от него. Объем памяти у детей увеличивается до 4 единиц. К примеру, если ребенку несколько раз назвать 4 слова "дом, стул, стол, окно", то он их запомнит. Словарный запас к 5 годам составляет 2 тысячи слов. К 4-5 годам ребенок уже использует грамматически сложные предложения и разные времена глаголов. Появляются ранние навыки письма, счета и чтения. В этом возрасте у ребенка также наступает период вопросов "Почему?", на которые взрослым всегда нужно отвечать. К 4-5 годам дети начинают осознавать, что пол нельзя изменить, понимают половые или гендерные стереотипы поведения, чем отличаются мальчики и девочки. В возрасте от двух до пяти лет у детей также появляются навыки опрятности и самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование туалетом). Существенных различий в поведении и нормах для мальчиков и девочек нет, но в этом периоде развития, от двух до пяти лет, сексуальный интерес и исследование самих себя до определенной степени – это нормальное поведение.
lady.tsn.ua Ключевые слова:
|
|||||||||
Читайте также:
Небезпека немитих фруктів і ягід: чим загрожує недотримання гігієниПравильне харчування - запорука міцного здоров'я. Однак не менш важливою є і якість вживаних продуктів Використання терапевтичного потенціалу мусцимолуМусцимол, психоактивна сполука, отримана з культового гриба мухомор (Amanita muscaria), досліджується на предмет потенційних терапевтичних переваг Vorteile und Verwendung von Meersalz in der HautpflegeMeersalz ist für seine gesundheitlichen Vorteile bekannt und hat auch großes Potenzial in der Hautpflege. Właściwości i zastosowanie soli morskiej w pielęgnacji skóryZnana ze swoich właściwości zdrowotnych sól morska ma również ogromny potencjał w pielęgnacji skóry. Benefits and uses of sea salt in skin careKnown for its health benefits, sea salt also has great potential in skin care. |
|||||||||
|