|
|||||||||
|
|
||||||||
27.04 - 23:32
Первый класс. Готов? Не готов?! Пошел!| Семья
Предположим, ваш дошкольник пяти с половиной лет от роду довольно уверенно читает, может производить простейшие арифметические действия, решает логические задачки и вообще… умница. Стало быть, он уже «созрел» для школы? Совсем не факт.
Готовность к школе — это не только умение читать, писать и цифры складывать. У нее есть масса других составляющих, о которых родители, увы, часто забывают. А ведь школьная жизнь даже самого умного, но психологически не готового к обучению ребенка может сложиться весьма проблематично.
Наверное, все родители, у которых есть дети-школьники, хорошо помнят хлопоты последнего «дошкольного» года: «Ах, мой сын считает только до десяти, а соседская девочка — до тысячи! Боже, он знает буквы, но не составляет из них слоги! Ой, чтобы ребенка взяли в хорошую гимназию, он должен бегло читать и писать короткие диктанты!»
И пошло: дитя еще, образно говоря, в коротких штанишках бегает, а родители уже вовсю суетятся, подыскивая хорошие курсы или преподавателей, которые смогут «про запас» научить малыша азам школьной премудрости. Я не ехидничаю — сама такая. Да, посмеиваюсь над «профессиональными мамашами», готовыми часами обсуждать сравнительные достоинства разных школ и несравненные таланты своих детишек. Но своего пятилетнего младшего сына я на курсы подготовки к школе все-таки отправила. Теперь вот млею, когда вижу, как старательно он рисует в тетради палочки, крючочки и — ура! — настоящие буквы. Значит, еще полгодика — и можно в школу? Только вот «дозреет» ли мой ребенок за это время до звания первоклассника? Это я к тому, что к вопросу, из чего складывается пресловутая «школьная зрелость», я испытываю не абстрактный, а настоящий «шкурный» интерес. Нужно запястье приложить к макушке и попытаться достать пальцами до уха. Взрослые это проделывают легко. И семилетки тоже. Но я не встречала ни одного шестилетку, который бы смог достать хотя бы кончиками пальцев до ушка. Еще считается, что у школьника к моменту начала обучения должны смениться минимум два зуба. Я бы сказала, что два зуба — это маловато. Зубы должны уже активно меняться: выпадать, вырастать новые. Могу сказать по своему опыту: к нам в центр мамы приводят «проблемных» первоклассников, которые не могут высидеть уроки, категорически отказываются учиться. Так вот, все они — шестилетки! Это о многом говорит. Ребенок не может «перепрыгнуть» через возраст как физиологически, так и психологически. В принципе, для шестилетних детей в школе нужно создавать совершенно особые условия: в классе должно быть немного учеников, у малышей обязательно должна быть комната отдыха, где можно было бы поиграть или просто поваляться на ковре. Но не секрет, что в большинстве школ таких условий нет. Приходя в школу, шестилетний малыш попадает в рамки жесткого, «взрослого» режима. А он маленький еще, ему даже чисто физически тяжело высидеть за партой четыре урока по 45 минут. Ну а психологическая неготовность — тема отдельного большого разговора. Теперь поговорим о первых двух составляющих психологической готовности к школе — интеллектуальной и эмоциональной. Именно интеллектуальная подготовка — вот что беспокоит родителей больше всего. Но многие из нас, чего греха таить, понимают ее весьма своеобразно: бывает, что малыша просто интенсивно натаскивают на чтение и письмо, не обращая внимания на самое главное — его мышление. То есть на то, насколько он способен учиться вообще. Случается, что такие хорошо выдрессированные дети успешно проходят собеседование, какое-то время неплохо учатся, выезжая на старом багаже знаний. Но когда приходит время усваивать новое, оказывается, что их мозг еще просто не готов это новое воспринимать. Проблемы обычно возникают к концу первого — началу второго классов. Кроме мышления, важнейшая компонента, позволяющая малышу успешно работать, — эмоциональная зрелость, которая включает в себя самоконтроль и умение надолго сосредоточиться на рутинной работе. Уровень интеллекта может показать проективный тест «Нарисуй человека» (Подробное описание этого теста, разработанного в 20-х годах прошлого века психологом Флоренс Гудинаф, вы можете найти, к примеру, на сайте «Пси-шпаргалка» (www.psylist.net/praktikum/42.htm) — Авт.) Но, увы, такую тщательную проверку устраивают далеко не во всех школах. В большинстве учебных заведений порядок попроще: ребенок читает и пишет? Ну и хорошо. Поэтому было бы неплохо, если бы родители сами проводили с малышом несложные тесты. Чтобы проверить уровень концентрации внимания, можно, к примеру, дать ребенку небольшой печатный текст и попросить зачеркнуть в нем все буквы «а». А потом посмотреть, сколько строчек он обработал, как долго смог удерживать внимание. В норме, ребенок должен работать 10 минут и успеть просмотреть 5-7 строчек. Для проверки мелкой моторики можно нарисовать на листе бумаги извилистую дорогу и попросить малыша при помощи карандаша «провести машинку» по ней из пункта «А» в пункт «Б». Если он делает это, не касаясь карандашом краев дороги, то с мелкой моторикой все в порядке. Но главное — родители должны наблюдать, как ребенок реагирует на рутинную работу, на просьбы «нам нужно заняться тем-то». Как он вообще садится работать. Конечно, мамам и папам сложно объективно оценивать чадо. Во-первых, потому что мы к нему привыкли, во-вторых, нам самим удобнее сказать: «Не хочешь — не читай». А ведь в школе нет вариантов «хочешь — не хочешь». Есть вариант «надо». Когда мой старший сын пошел в школу (в 7 лет), в его классе был один шестилетка. На собеседовании этот мальчик показал очень высокий уровень интеллекта. Но когда началась школьная учеба, проблем с ним тоже было предостаточно: он мог залезть под парту посреди урока, швырялся тетрадями из окна. В итоге его маме приходилось постоянно ходить в школу, общаться с учителем и вообще держать процесс обучения под жесточайшим контролем. Скорее всего, проблема была в том, что интеллектуально развитый ребенок не достиг еще достаточной степени социальной зрелости, которая включает в себя умение общаться со сверстниками и старшими, умение подчинить свое поведение общепринятым нормам и законам детских групп. Скажем, у нас в лицее училась очень умная девочка, которая пошла в школу в пять лет. Ей было очень тяжело в средних классах: опережая некоторых детей в умственном развитии, она сильно отставала в эмоциональном. Ее одноклассницы были уже девушками, и она — маленький ребенок — чувствовала себя среди них очень неуютно. Мы очень много вкладываем в наших детей интеллектуально: развивающие методики для малышей, курсы и так далее. В итоге дети еще до школы читают, пишут, кое-кто даже иностранный язык изучает. И забываем, что самое главное в школе — это психологическая готовность. Человек может быть интеллектуально прекрасно развит, но не готов к условиям школы. Уметь взаимодействовать с другими, работать по правилам, парами (в большинстве школ, даже частных, все равно парты на двоих), выполнять просьбы и инструкции учителя, знать разницу между «хочу» и «надо» не менее важно, чем уметь читать и писать. Еще одна сторона психологической неготовности — детский эгоцентризм. Ребенок не понимает, почему он не может быть все время первым. Наши дети очень амбициозны. Особенно это касается домашних детишек. А тут в классе много ребят: он три раза поднял руку, а учительница каждый раз вызывала кого-то другого. Все! Ребенок обижается и вообще перестает реагировать на учителя. Снижается мотивация к учебе: «А зачем я буду стараться, если на меня никто не смотрит?» Представьте такую ситуацию: вы определенно настроились отдать ребенка в школу, да и сам он предвкушает, как станет в этом году первоклассником. Уже выбрано хорошее учебное заведение. И тут на собеседовании вам говорят, что вашему малышу лучше еще годик подождать. Все! Крушение надежд! Если у вас имеются хоть какие-то сомнения по поводу готовности к школе вашего ребенка, не лучше ли будет прямо сейчас подтвердить или опровергнуть их — самим или с помощью опытного психолога? Если вы убедились в том, что в настоящую школу идти рано, можно попробовать подыскать малышу «игрушечную школу» —- хорошие подготовительные курсы, на которых ребенка будут не только учить читать и писать, но и помогать потихоньку адаптироваться к школьным правилам. Выбор «игрушечной школы» — ответственная и непростая задача. Когда на подготовительные курсы ходил мой старший сын, мне очень нравилось, что там было все, как в настоящей школе: два 45-минутных урока за партами, довольно академический стиль обучения. Мой младший ребенок пошел на другие курсы — там малышня нараспев декламирует стихи, раскрашивает в тетрадях зайцев и птичек. На «переменке» они валяют дурака в игровой комнате, где на полу лежит мягкий ковер, а на нем — куча игрушек. За правильные (и не совсем правильные!) ответы детишек угощают конфетами. Результат — сын ждет каждого нового занятия, как праздника. Если старшего приходилось усаживать за «домашние задания», то младший делает их сам! Раскрасив очередную зверушку или картинку, он заодно пишет несколько строчек букв по нарисованному учительницей образцу: и то, и другое для него — игра. Старший, восьмиклассник, заглянув однажды в тетрадку к брату, завистливо протянул: «Коне-ечно!... Строили меня в детстве, говорили, что учиться не хочу. А мне, небось, зайцев в тетрадях никто не рисовал! Вот если бы меня так учили…» Как же не ошибиться в выборе подготовительных курсов? Елена Лукьяненко: Действительно, в последний перед учебой год отдать ребенка на курсы подготовки к школе — прекрасная идея. Однако, выбирая курсы, вы должны учитывать несколько очень важных моментов. Они еще не готовы к «сознательной учебе» и успешнее всего постигают новое именно через игру. Поэтому было бы очень хорошо, чтобы занятия в этой «игрушечной школе» действительно строились в форме игры, а не копировали порядки школы настоящей. Малыш может обучаться вполне практическим вещам — азам чтения, математики, даже иностранных языков, но в игровой форме. Если ему трудно усидеть за партой с книжкой — значит, нужно учиться читать и считать в движении, играя «в цифры» и «в буквы». Очень хорошо, если занятия за партой чередуются с подвижными играми и гимнастикой — и пальчиковой, развивающей мелкую моторику, и специальной кинезиологической, которая направлена на то, чтобы развивать межполушарные взаимодействия мозга. Это важнейшее условие успешного обучения. Еще одно условие: на подготовительные курсы для дошкольников не должны набирать группы по 30 человек. Успешнее всего проходит работа с малышами в небольших группах — до 8–10 детей, не больше. Тогда у преподавателя или воспитателя будет время на то, чтобы уделять особое внимание каждому ребенку, исходя из того, что ему дается легче, что — труднее. Третье условие: сочетать собственно учебу с общением. Было бы хорошо, если бы курсы включали в себя элементы коммуникативного тренинга, на котором каждый ребенок учился проговаривать и прорабатывать проблемные ситуации. Уже на курсах можно увидеть проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в школе. Но тогда уже у него не будет возможности подробно рассказать учителю, что ему нравится, что нет, и почему. На это просто не будет времени. Поэтому будущие сложности лучше предупредить сразу. Конечно, если ваш ребенок будет ходить на индивидуальные занятия с репетиторами, те смогут уделять все время ему одному. Но у групповых занятий есть один несомненный плюс: дети учатся уступать друг другу, договариваться. Совместно выполняя задания, они привыкают работать в команде. Так и вырабатывается та самая социальная готовность малыша к школе. В нашем центре работает программа «Будущий школьник», рассчитанная на три месяца. Но одни дети успевают решить за этот срок свои проблемы, а некоторым требуется полгода или больше. Все ведь разные. Помню, в прошлом году к нам полгода ходил один мальчик. В итоге, мы отговорили маму отдавать его в школу, и, к счастью, она прислушалась к нашему мнению. В этом году он снова пришел к нам. Разница колоссальная! Если год назад он не сидел, не слушал, ничего не хотел делать, то сейчас это совершенно другой ребенок. Главное — дети не отдают себе отчет, что это серьезная работа. Для них занятия — всего лишь игра. Но, играя, они учатся — в том числе и правилам поведения, и умению работать. В итоге после «игрушечной школы» малыши приходят в настоящую — и там им уже все знакомо. Существует множество тестов, с помощью которых можно проверить готовность малыша к школе. Если вам хочется основательно протестировать ребенка, могу порекомендовать заглянуть, например, на детский портал «Солнышко», где собраны сразу несколько объемных и полезных тестов для будущих первоклассников (www.solnet.ee/parents/p2_33.html). А пока честно ответьте на такие вопросы: 1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 14–17 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы; 9–13 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий; 8 и меньше баллов — ребенку прежде всего требуется консультация опытного невролога.
Инф.podrastem.com Ключевые слова:
|
|||||||||
Читайте также:
Сливочное масло, творог, лимон: домашние средства, которые помогут омолодить лицоНатуральные продукты, такие как сливочное масло, сметана и лимон могут стать отличными средствами для охлаждения лица, особенно летом или в жаркий день. Яке взуття краще купити дитині на літоКупівля взуття для дитини на літо - важливий аспект догляду за її здоров'ям та комфортом Butter, Hüttenkäse, Zitrone: Hausmittel, die Ihr Gesicht verjüngenGerade im Sommer oder an heißen Tagen können Naturprodukte wie Butter, Sauerrahm und Zitrone eine hervorragende Abkühlung des Gesichts sein. Вершкове масло, сир, лимон: домашні засоби, які допоможуть омолодити обличчяНатуральні продукти, такі як вершкове масло, сметана та лимон, можуть стати відмінними засобами для охолодження обличчя, особливо влітку або у спекотний день. Вдохновение в каждом плоде: польза бананов в уходе за кожей и волосамиБананы – не только вкусный перекус для желудка, но источник полезных веществ для красоты. |
|||||||||
|